22 июня 2021
Богдан Цырдя: Как правительства Лянкэ-Габурича с участием Санду разрушали систему здравоохранения. Это акт национального предательства!
Депутат ПСРМ, кандидат в депутаты от Блока коммунистов и социалистов Богдан Цырдя представил сегодня ужасающие данные том, как на кредитные деньги западных доноров в Молдове проводилась так называемая «рационализация» больниц. Сокращение больничных коек привело к уменьшению количества врачей, росту заболеваемости населения, резкому взлету цен на лекарства и к критической ситуации, с которой столкнулась медицинская система в условиях пандемии.
Богдан Цырдя поздравил врачей с профессиональным праздником и назвал их настоящими героями, которые справились с пандемией и спасли десятки тысяч жизней. Однако они могли бы спасти еще больше, если бы не предательство национальных интересов со стороны некоторых политиков.
Депутат напомнил, что 11 июля 2014 года Молдова и Всемирный банк подписали договор о финансировании проекта «Модернизация сектора здравоохранения в Республике Молдова». Подписали договор однопартийцы Майи Санду – Андрей Усатый и Юрие Лянкэ.
Проект закона о ратификации договора был принят правительствами Юрие Лянкэ и Кирилла Габурича, в состав которых входила и Майя Санду. Она, кстати, участвовала в обоих заседаниях кабинета министров и голосовала за этот проект. (Постановления № 707 от 28 августа 2014 и № 62 от 6 марта 2015).
В чем суть проекта Всемирного банка по модернизации здравоохранения?
Молдове предоставили 30,8 млн долларов в виде кредита на реформу медицины сроком на 26 лет, то есть до 2040 года. Процентная ставка с 2014 по 2019 год – 2,5%. С 2019 по 2029 год – 2,9 %. С 2029 по 2039 гг. – 4.6%
Богдан Цырдя процитировал цель проекта, размещенного на сайте Госканцелярии: «Повышение эффективности больниц, особенно в Кишиневе, где имеется избыток больниц, позволит перераспределить больше ресурсов на более низкие уровни оказания помощи и в сельской местности…»
«То есть, по мнению Всемирного банка, в Кишиневе был избыток больниц!» — подчеркнул Богдан Цырдя.
Политик обратил внимание на то, что в рамках «реформы» внедрялись всевозможные показатели эффективности больниц.
«Вот один показатель – «принятие Национальной стратегии развития системы здравоохранения, включая меры по рационализации больниц». Понимаете, в чем смысл? Школы у нас «оптимизировали», больницы – «рационализировали!» Они нерациональны, нелогичны», — отметил депутат.
Еще один из базовых показателей – количество коек.
«Всемирный банк мило предлагал нам по 1200 прав заимствования (DST), то есть около 1715 долларов за каждую закрытую койку в больнице!
Как мы видим из Соглашения, была даже некая «дорожная карта» по закрытию коек: в первый год их было 17 тысяч, во второй должно было быть 16,5 тысяч, в третий – 16 тысяч. В итоге должно было быт закрыто по этой «реформе 2,5 тысячи коек.
То есть, нам предлагают закрыть наши больничные койки за заимствованные деньги, которые мы же потом должны вернуть с огромным процентом!», — сказал Богдан Цырдя.
Он отметил, что сокращение коек – это сокращение медперсонала и врачей, а потом и больниц.
«Господа! Это просто Бананастан! Молдова взяла кредит в 40 млн по закрытию школ, потом кредит в 30 млн по уничтожению собственных больниц!»
Депутат сообщил, что далее нам предлагают еще один «индикатор» и «дорожную карту»: переход больниц столицы под общий менеджмент. Чем это закончится в итоге – мы еще узнаем.
К чему привели эти реформы Всемирного банка? Данные размещены на портале Госканцелярии в рубрике «Результаты»:
Количество ежегодных выписок из больниц неотложной помощи сокращено; уменьшено количество коек в больницах неотложной помощи; изменена стратегия развития системы здравоохранения, которая включает меры по рационализации больниц.
И данные статистики это подтверждают.
Количество коек в больницах сократилось с 20 131 в 2014 году больничных коек до 18 042 в 2019 году. То есть минус 2089 коек. Это приблизительно 10 — 12 больниц.
Богдан Цырдя привел данные по средним районным больницам страны: в Резине — 150 коек, в Калараше — 170 коек, в Кагуле — 311 коек
Он также отметил, что больше всего пострадали отделения неврологии, хирургии, педиатрии, физио пневмологии. «Потом, когда пришел ковид, мы об этом очень пожалели!» — подчеркнул депутат.
Он также показал на цифрах, что сокращение коек привело к сокращению врачей на 328 человек. В 2014 было 12 880 врачей, а в 2019 осталось всего 12 552 специалистов.
Богдан Цырдя также напомнил о том, с какой проблемой столкнулись жители страны, когда нужно было сдавать тесты на ковид, а частные лаборатории предъявили огромные счета. Все дело в том, что 25 марта 2016 года был издан приказ о ликвидации 16 из 26 государственных лабораторий! Видимо, тоже в рамках новой стратегии.
«Сразу после начала внедрения проекта, в 2016 году мы получили рекордное количество смертей от онкологии – 6226, от диабета – 410. В 2017 году в Молдове была самая низкая рождаемость за всю историю страны – 34 060. В том же году цены на лекарства взлетели на 200 – 300%.
В 2020-2021 от ковида умерло 6 173 граждан, из них 134 медработников.
«Одно время мы занимали первые места в Европе по заражениям! А все потому, что не хватало коек, лекарств, оборудования! Это вы называете «модернизацией» здравоохранения?» — задал риторический вопрос Богдан Цырдя.
Он напомнил, что Майя Санду и ее партия больше всех обвиняли Игоря Додона и социалистов в том, «что мы плохо справляемся, что самая бедная страна Европы не дает достаточно денег медикам и бизнесу!» Однако, как только Санду стала президентом, она сразу «заморозила» проект ПСРМ по повышению зарплат медикам на 40%.
«Тот кто закрывает школу, открывает тюрьму, кто закрывает больницу, открывает кладбище!» — подчеркнул Богдан Цырдя.
Он также отметил, что средние века в Молдове и по всей Европе в монастырях обучали и лечили. Потому что монастырь, школа и больница считались сакральным институтом.
«И мы убеждены, что так и должно быть. И наша фракция сделает все возможное, чтобы наш проект по повышению зарплат медикам был внедрен, чтобы больницы и школы не «оптимизировались» и «рационализировались», а открывались и развивались» — подытожил Богдан Цырдя.