Несмотря на пожелание правительства увеличить приток инвестиций, молдавская экономика по-прежнему опирается на внешние кредиты. Как гласит народная мудрость: сколько не говори «мед», во рту слаще не станет! Властям проще жить взаймы, ведь возвращать будут не они, считает депутат парламента от фракции Партии социалистов Владимир Головатюк.
Депутат привел данные Платежного баланса РМ в январе-сентябре 2017 г., согласно которому прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в январе-сентябре 2017 года выросли на 34% (на $36,5 млн).
«Вроде неплохо, и провластные эксперты торжественно об этом заявили, — пишет депутат. — Но за счет чего показан этот рост? На самом деле реальный приток денег в капитал экономических агентов сократился более чем на 20%!
А выросло поступление денег от материнских компаний. При этом эти поступления делаются на возвратной основе! Т.е. это кредиты, которые предоставляет „материнская” компания своей „дочерней” компании и они естественно отражаются во внешнем долге страны!
По сути, это даже не инвестиции, а банальная „оборотка”, т.е. на пополнение оборотных средств предприятий! Эта часть т.н. инвестиций выросла более чем в 3 раза (на 50 млн. $). Они и обеспечили рост ПИИ в целом, но реальный приток валюты в страну по статье ПИИ сократился!»
В то же время, объем кредитов, предоставленных Молдове в январе-сентябре 2017 года, составил более $300 млн, увеличившись на 11,4%, отмечает депутат. Экономика за это время выросла лишь на 3,8%.
Что интересно, в росте были лишь кредиты, предоставленные правительству и Нацбанку, а также комбанкам. Правительство и Нацбанк получили более $170 млн (рост 25%). Комбанки получили $31 млн (рост почти в 3,5 раза). При этом кредиты экономическим агентам (в денежной форме) сократились на $25 млн (более чем на 20%).
Владимир Головатюк показывает, что в целом реальный приток ПИИ (в капитал) продолжает сокращаться. С 2009 года ежегодный приток этих инвестиций сократился в 14,5 раза – с $320 млн до $22 млн!
За этот же период в целом — с октября 2009 по сентябрь 2017 — правительство и Нацбанк получили внешних кредитов на сумму около $1,7 млрд.